- Александр Викторович, так откуда тогда ваша коллекция, развейте сомнения и слухи.
- Моя коллекция не имеет никакого отношения к коллекции Маклакова, моя коллекция – это как раз из архива Рыжкова. Когда Николай Иванович скончался в 1984 году, его супруга продала коллекцию записей, а я это все купил. Я купил ее в несколько приемов, потом приобрел часть коллекции, в том числе и первые копии, у Николая Корниенко, с которым меня познакомил Николай Резанов. И, что самое интересно, записей из архива Сергея Ивановича Маклакова, у меня никогда не было, хотя по качеству они были неплохими. Но самое интересное, что заключается в этой истории, Маклаков их сам и не имел, потому что когда пришла пора видеомагнитофонов, завязал со всей этой музыкой. Не секрет, что завязал он с ней в пользу записи видео, тогда это стало приносить деньги, что тут говорить, каждый выживает так, как умеет. Тогда стало мягче с законами и так далее, на вырученные от продажи коллекции и аудиотехники, купил видео и стал его тиражировать. Так что, даже если бы я его нашел в те годы, то коллекции у него все равно уже не было.
Уже позднее, когда я приехал и подарил Сергею Ивановичу ту коллекцию концертов Аркадия Северного, что были восстановлены и изданным студией «Ночное такси», он как человек амбициозный, начал восстанавливать свою коллекцию. Пытался выкупить ее у тех людей, которым он это продал, но безуспешно. Так что, моя коллекция и то, что сейчас издается нашей студией – это коллекция Николая Рыжкова и частично Корниенко, то, что выкупалось у них и сохранялось вот уже на протяжении двадцати последних лет. И вот эти записи восстанавливались на профессиональной студии, делалась минимальная редакция записей. Меня в этом отношении смешат коллекционеры-любители, которые обсуждают эти работы, мол, Фрумин там опять вырезал последнюю песню в концерте, не понимая того, что это не самое рентабельное производство. В большей степени это издается для сохранения записей, для популяризации творчества, а никак для какой-то фантастической наживы. Не секрет, что в нашей стране можно заработать с концертов, а уж никак с продажи дисков. Не надо забывать, что и Корниенко и у Рыжкова были копии, это все надо было восстанавливать. Поэтому редакцию записей приходилось делать не из-за моих каких-то амбиций, а исходя из качества материала.
- В принципе, это могли бы издать и они или не так?
- По закону издать это никто не может, это могут сделать только наследники. В свое время, я все авторские права оформил на Наташу, дочь Аркадия. Ведь и у Северного были свои права на эти записи тоже, на авторскую интерпретацию и исполнение, даже если эти песни были написаны не им. Мы оформили все документы, нотариально удостоверили, тем более, что вдова Аркадия, Валентина Сергеевна, отказалась от авторского права в пользу Наташи и с тех пор студия «Ночное такси» занимается восстановлением и изданием этих записей. Могу сказать, что мы издали далеко еще не все из его наследия, ведь если не считать «пьяные» концерты Сечкина и другие обрывочные записи, на сегодня известно 55 аранжированных концертов, то есть 110 часов. А еще есть гитарные концерты. В 2003 году Сергей Иванович Маклаков собрал самые интересные «гитарники» Аркадия Северного, там получилось 31 час записей из одесских, московских и что-то из его записей. И вот он нашел все это по крупицам, оцифровал и предложил это выкупить и издать. Признаю, у меня мало было Северного в акустике, а тут это стало побудительным моментом для печати, и в 2007 году нашей студией был издан этот мр3-сборник гитарных концертов Аркадия Северного. Таких дисков издано два, это как раз Северный до «Братьев Жемчужных», до аранжировок и оркестров.