Я совершенно согласен с тем, что слушатели совершенно "неоднородны". И чем проще у них аудиотехника воспроизводящая музыку, тем более разные у них вкусы. Чем дороже компоненты, тем меньше у них расхождений в оценках различного аудиоматериала. Спектры, АЧХ и другие виды замеров необходимы лишь для визуальной оценки. Но сбрасывать их со счетов не стоит, по ним можно приблизительно понять, какое звучание можно ожидать. Добавлю так же, что ни разу не встречал лучше звучащую запись, которая имела бы "кривую" АЧХ в сравнении с абсолютно ровной АЧХ альтернативной записи. Касательно голосов и их "правильности". Если при прослушивании голоса возникает твёрдое ощущение что человек находится с вами в помещении, значит можно считать, что тембр голоса отображается правильно. Поканальная расфазировка каналов недопустима, это грубейший косяк и НИ ОДИН здравомыслящий звукорежиссёр недопустит этого ляпа. И дело здесь даже не в сведении в моно-записи, просто слушатель получает "разрыв" сцены (провал в центре) и отсутствие низких частот, про хреновые ощущения при прослушке таких записей вообще молчу... моего терпения хватает на считанные секунды. Согласен, релизы должны быть разные и больше, но не с кассет, катушек и грампластинок с помойки или в схожем состоянии и звуке. И ещё немного о звуке. Мне кажется что вести разговоры о звуке, качестве и прочих аспектах, должны вести те, кто имеет достойную технику, иначе это разговоры ни о чём. Достойная техника - потраченная трёхмесячная средняя зарплата по стране за компонент (усилитель или проигрыватель или акустика), ну и сборка естественно нормальная (Japan, Malaysia, England, Germany, France, Denmark). Иначе полное непонимание и потраченные нервы впустую.